XXV конференция состоялась!

16 декабря 2009 года состоялась очередная отчетно-выборная конференция Тюменской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ. Работа обкома профсоюза признана удовлетворительной. Избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы областной организации. Переизбраны на новый 5-летний срок председателем обкома профсоюза Кудряшов В.П., заместителями председателя Кожевников Ю.Н.,  Кошкина Г.К. и Шатилович А.Г.

 

 

1.Доклад председателя обкома профсоюза Кудряшова В.П.

2.Постановление конференции.

 

 

 

     Доклад председателя обкома профсоюза Кудряшова В.П.

 

Уважаемые товарищи делегаты, гости и приглашенные!

 

В отчетном периоде завершилась административная реформа, произошло разграничении полномочий органов управления различных уровней.

В здравоохранении произошла передача в ведение органов государственной власти субъектов РФ с одновременным объединением учреждений специализированной медицинской помощи. Продолжено реформирование системы финансирования – переход на «одноканальное».

 

Регистрация делегатов

Продолжается «оптимизация» здравоохранения.

В этой перестройке, как всегда сумбурной и с непрогнозируемыми последствиями, работал весь профсоюз страны.

И нам, областной организации, где-то было легче, чем другим, поскольку многие реформы у нас начались раньше, и мы уже приобрели опыт, и труднее – поскольку наша область была во многих нововведениях «пионером».

Но, можно полагать, что в оценке Профсоюзов страны в целом, данным Президентом («Государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально–трудовых прав и интересов граждан…

Рассчитываю, что Профсоюзы достойно справятся с этой миссией».), есть и доля нашей работы.

Тюменская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ – одна из крупнейших областных, отраслевых организаций профсоюзов.

На первое января  2009 г.  наша организация насчитывала  в  своих рядах 77177 членов профсоюза,  из них 69037 работающих в предприятиях, учреждениях, организациях, 3680 членов профсоюза студенческой  молодежи, 4402 состояло на  учете  неработающих  пенсионеров - членов  профсоюза. Охват профсоюзным членством составляет по области 82,5%.

Самое высокое профсоюзное членство среди студентов (95,3%) и преподавателей (96,5%) - в Тобольском медицинском колледже.

Но, к сожалению, затем молодежь приходит на работу, не имея профсоюзного билета и карточки профсоюзного учета.

Однако сравнительно с РФ в целом, наши показатели неплохие. Так, Уральский округ по профчленству находится на 2 месте, а мы в округе занимаем первое место.

 

 

Федеральные округа РФ

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

 Центральный

70,7

69,3

68,7

67,4

Северо-Западный

61,8

59,0

56,6

55,2

Приволжский

78,7

76,8

75,2

73,8

Южный

89,1

88,7

88,5

88,1

Уральский

80,0

79,5

77,4

77,7

Сибирский

69,2

68,9

67,4

64,9

Дальневосточный

77,2

75,5

75,0

75,2

 

В структуру Тюменской областной организации входят около 300 местных и первичных организаций.

В состав Тюменского обкома Профсоюза избрано 65 человек, в  президиум -  15 и  в КРК - 7 человек.

За 5 лет проведано 9 пленумов, 24 президиума, из них 8 выездных: - Тобольск,  - Ишим,  - Ялуторовск,  - Ханты-Мансийск

Очень много проблем было в организации «нашего» Профсоюза в больнице г. Мегиона. Там очень активно поддерживался

Делегаты в ожидании открытия конференции

альтернативный профсоюз, созданный под руководством главного врача. Жаль, что такой «желтый» профсоюз «находился под крылом» профсоюза госучреждений. Потребовалось несколько лет упорной борьбы, но результат налицо – «желтый» профсоюз не только самораспустился, но и принял решение о переходе в нашу организацию.

Этот факт ясно показывает, что только в единстве организации ее сила.

И здесь следует подчеркнуть, что, в отличие от ряда профсоюзов других отраслей, мы приняли более правильное решение – сохранять и развивать местные организации. Когда началось реформирование здравоохранения, мы приняли решение - образующиеся филиалы не выводить из состава местных организаций. Это позволило сохранить их как профорганизации, а также наработанную годами структуру и организационное построение в целом. Немаловажное значение имеет тот факт, что такая позиция сохранила и освобожденных председателей местных организаций.

В тех же областях России, где пошли на разрушение местных организаций, профчленство ниже – люди не чувствуют к себе того внимания, которое уделяется при наличии в городе, районе единой местной организации.

 

МОТИВАЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА

 

Президиум в 2007г. утвердил программу по мотивации профсоюзного членства.

Нами были определены основные моменты, которые мешают повышению  профсоюзного  членства:

* недействующая в той мере, как определено законом, ст. 377 ТК РФ;

* сокращение дополнительных льгот и гарантий, предоставляемых колдоговором, ввиду недостаточности финансирования;

* недостаточное использование системы информирования о работе профорганов и, прежде всего, о степени влияния на принятие решений органами власти и управления;

* проблемы с профсоюзными кадрами как ввиду специфики работы, так и отсутствием возможности во многих случаях не только достойно оплатить, но и вообще предоставить дополнительные льготы активу;

* огромная загруженность членов профкома, не освобожденных от производственной деятельности, основной работой.

 

Самое слабое звено по профсоюзному членству – это то, что в коллективных договорах не предусматривается включение норм статьи трудового кодекса РФ № 377 в части уплаты взносов не членами профсоюза. Учитывая то, что это одно из важных мотивов усиления профсоюзного членства, рекомендуем вписывать в коллективные договора конкретно то, что коллективный договор распространяется на членов профсоюза и работников которые уполномочили от своего имени подписать коллективный договор заключив с профкомом соглашение. Такие примеры уже есть.  

В 2008г. был проведен  смотр-конкурс на лучший профсоюзный уголок, но участие в конкурсе не было значительным.

Учитывая, что в проблеме мотивации профсоюзного членства красной нитью проходит вопрос по информационной работе, он рассматривался на Президиумах и, выполняя критические замечания ХХIV отчетно-выборной конференции:

-  выходит с весны 2005г. в свет газета обкома Профсоюза  «Профсоюз для Вас» 1 раз в 2 мес. с тиражом 950 экземпляров и на фоне прессы региональных организаций выделяется. Наиболее активными авторами в газете являются председатели организаций

Председатель обкома профсоюза Кудряшов В.П.
открывает конференцию

Профсоюза  Ишимской, Тобольской;

- журнал ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема» - имеют все территориальные и первичные организации Профсоюза.

За отчетный период:

•        на страницах газет и журналов опубликовано около 70 заметок, комментариев;

•        прошли выступления председателя обкома и заместителей в радиопрограммах «Радио»;

•        председатель участвовал в совещаниях за «круглым столом» (по социальным проблемам, проблемам здравоохранения в Тюменской областной Думе).

Имеется собственный сайт в сети Интернет – открыт в ноябре 2005 года (www.topmedic.ru), на котором размещается информация о деятельности и необходимые документы. Постоянно совершенствуется его работа и дизайн.

При этом собственный сайт имеют всего три региональные организации Профсоюза работников здравоохранения.

Для привлечения молодежи в Профсоюз 06.12.2006г. на президиуме было утверждено положение о молодежном совете, утвержден областной молодежный совет, избран его председатель. Затем  организован семинар с привлечением к участию председателей районных, городских молодежных советов. В нем принимал участие представитель молодежного совета Уральского округа.  В ноябре 2009г. председатели молодежных советов г. Тюмени и Тобольска приняли участие в молодежном форуме, проводимом облсовпрофом.

С целью привлечения молодежи в профсоюз утверждено положение о профсоюзной стипендии и ежегодно утверждаются стипендиаты. Наши стипендиаты

          Кирьянова Елена Александровна - ТГМА.

         Волкова Ольга Николаевна – ТГМА.

          Котусова Мария Валерьевна – ТГМА.

          Клыкова Анна Александровна – ТМК.

          Смотрова Елена Александровна - Ялуторовской МК.

          Сулейманова Юлдузат Камалидновна – Тобольский МК.

          Чернова Ирина Александровна – Ишимское училище.

Проблемы учащейся молодежи были целенаправленно рассмотрены в апреле 2009г. Была повышена профсоюзная стипендия студентам, положительно оценена работа председателей Ишимского молодежного совета, Тобольского колледжа.

 

ОБУЧЕНИЕ ПРОФКАДРОВ И АКТИВА

 

Обучение членов обкома проводилось перед каждым Пленумом. Проведена учеба «Российского Дома Знаний» для членов Обкома Профсоюза.

В октябре 2006г. с участием представителей Профсоюза Уральского округа проведен семинар для профсоюзного актива г.Тюмени по социальному партнерству.

Профактив ряда организаций помимо учеб, организуемых обкомом, также проводил обучение в УМЦ в г. Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге. Активно принимали участие в данных семинарах профсоюзный актив г.г. Ноябрьска, Нижневартовска, Сургута, Тобольска, Когалыма, Ишима.

В областной организации Профсоюза за 2005 – 2008 год был награжден 731 человек.

Все эти награды – отражение той работы, которую мы проводили эти годы. Эта работа была направлена на выполнение основной цели Профсоюза – «Представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых, профессиональных,  экономических и иных прав и интересов членов Профсоюза…».

В соответствии с ними были сформулированы задачи перед областной организацией:

- сохранение членства в Профсоюзе и единства областной профсоюзной организации,

-          социальное партнерство (коллективные договора, соглашения, комиссия по нормам ТК РФ),

-          социально-экономическое и правовая защита, охрана труда и безопасные условия труда,

-          обучение профсоюзных кадров и актива,

-           развитие массовой культуры и спорта.

Из них на первое место выдвигается социальное партнерство. Все остальное решается уже в рамках этой задачи.

Выполнение поставленных задач была сложной ввиду кардинальных изменений законодательства.

О них уже вкратце было сказано. И все было вполне нормально, но в настоящее время более года действует такой фактор,

С отчетным докладом выступает председатель обкома Кудряшов В.П.

как мировой кризис. Этот вопрос нельзя обойти внимание, не потому, что о нем говорят и на него ссылаются, а потому, что профсоюзы всего мира  определили по проблеме свою позицию -  в  «Профсоюзном заявлении к "Кризисному саммиту Группы 20".

Для нас в контексте социального партнерства актуально следующее заявление: «Мы подчеркиваем, что правительствам Группы 20 необходимо предпринять действия по укреплению социального аспекта   глобализации и обеспечению применения всеобщих стандартов транснациональными компаниями, где бы они ни работали. Мы призываем развивающиеся и возникающие экономики придерживаться Руководства ОЭСР для транснациональных предприятий, которое согласуется со стандартами МОТ, а правительства, их соблюдающие, поддерживать  реализацию Руководства, взяв на себя обязательства по его всемерному продвижению».

Недаром, именно в последние годы власть стала более активно взаимодействовать с Профсоюзами, это следует из выступлений президента («Профсоюзы, безусловно, важнейший элемент гражданского общества. В социально-трудовой сфере они являются главным партнером государства. И значимость их работы истекает из самого характера профсоюзной деятельности»).

Большой общественный резонанс вызвало проведение в мае 2009г. Всероссийского совещания председателей первичных  профсоюзных организаций, в котором принимал участие Председатель Правительства РФ В.В.Путин («Если профсоюзы претендуют на то, чтобы принимать более активное участие в жизни предприятий, нужны люди, которые знают право, экономику, знают, как  развиваются социальные процессы…   Все должны понимать, что происходит и все эти действия должны быть максимально публичными».). От нашей организации участвовала Бердиева Светлана Игоревна – председатель профкома из г. Н-Вартовска.

И вновь следует отметить, что КД на настоящее время единственный более - менее отработанный механизм в огромной системе социального партнерства.

Обком в лице аппарата постоянно оказывал методическую помощь по данному направлению работы. Так, за отчетный период выслано 5-ть методических разработок по правилам заключения, процедуре принятия колдоговора, образцы постановлений, приказов, необходимых  в ходе заключения.

Важные проблемы работы освещались в письмах обкома по вопросам, вытекающим из норм ТК РФ.

Социальное партнерство на более высоком уровне – соглашения. Наше отраслевое  соглашение заключается уже 14 лет.

Наибольших успехов в заключении соглашений достигли организации Профсоюза ХМАО-Югры. Там практически везде заключены городские соглашения, не первый год действует окружное, имеющее конкретные меры социальной защиты работника.

С 2005г. по областному соглашению обкому предоставляется в распределение 10 млн. руб. на цели социальной защиты работников отрасли.

Если ранее мы констатировали, что именно на месте удается добиться больше, чем «сверху», а с передачей на ЛПУ субъект РФ теряются льготы, то в настоящее время можно уже начинать говорить обратное – в соглашениях более локального уровня прописывают только то, что есть в отраслевом соглашении.

Говоря о социально-экономической защите, следует напомнить, что ее стержнем выступает правовая защита работника, основные направления которой можно сгруппировать по направления:

 

-     контроль за соблюдением трудового законодательства при приеме на работу;

-     соблюдение исполнения администрацией положений, как законодательства, так и действующего кол. договора в процессе трудовых отношений;

-     представление интересов работника в трудовом споре.

 

К сожалению,  отсутствие необходимых средств не позволяет проводить работу по правовой защите в предусмотренном законом объеме. Так, нет возможности держать в штате не только профкомов, но и даже городских организаций, юристов.

Однако следует отметить, что нигде администрация сознательно не нарушает прав работников. Все проблемы – в большей степени от неграмотности представителей, в меньшей – от невозможности решить ситуацию в рамках закона. Последний пример – «навязывание» в одной из больниц работу врача-неонатолога врачу-педиатру, а в другой – создание отделения «узких специалистов». Но, если в первом случае нарушение обусловлено отсутствием специалистов в условиях обязанности оказывать медицинскую помощь, то во втором – типичный пример нарушения федерального законодательства.

В рамках проблемы социальной защищенности следует остановиться на вопросах оздоровления.

Создание условий для укрепления здоровья детей, обеспечение их занятости и безопасности в период школьных каникул, а также организация летнего отдыха является одним из направлений в деятельности областной организации.

Однако так хорошо зарекомендовавшая себя система рушится. Федеральными законами № 212-ФЗ  и № 213-ФЗ с 1 января

Зам.председателя обкома профсоюза Кошкина Г.К. (справа) держит ситуацию под контролем

 2010 года осуществляется переход на страховые принципы финансирования, упраздняется ЕСН, вводятся страховые взносы. Упразднена шкала начисления страховых взносов, введен верхний предел страхования заработка, что приведет к уменьшению бюджета фондов.

Из перечня видов страхового обеспечения выведены страхование от безработицы, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Возникает проблема организации детского оздоровления.

Письмом Минздравсоцразвития РФ рекомендовано субъектам РФ за счет собственных средств, в размерах не менее, чем выделенных ФСС РФ в 2009г. на эти цели,  провести оздоровление детей в 2010г. Наша задача – принять максимальное участие в организации и проведении оздоровления.

И то, что дети не останутся без внимания, если профсоюз будет активен, говорят факты нашей работы.

Например, президиум активно занимался вопросами соблюдения прав работников при реализации нацпроекта в здравоохранении.

Из выдвинутых за эти годы основных требований, начиная с конференции 2004г., выполнено довольно много.

Президиум в постановлении в феврале 2006г. отметил: «Как показывает опыт первого месяца, на настоящее время нерешенными являются следующие вопросы:

- не получают право на выплаты, работники, работающие в федеральных учреждениях или ведомственных, не полностью занятые на норму рабочего времени;

- население, которое должно быть на участке, обслуживаемом одним врачом,  «не менее 1700 человек», и данные нормы не везде соблюдаются, что приводит к повышению нагрузки на работника;

-   в приказе Минздравсоцразвития РФ № 816 не определены объемы дополнительной работы, оценка качества работы и пр., выступающие основанием дополнительной оплаты;

- сумма 10 и 5 тыс. руб. уже включает в себя и районные коэффициенты и надбавки за работу в особых условиях, что противоречит нормам ТК РФ;

- вся работа должна исполняться в пределах нормы рабочего времени (что вряд ли реально при той загрузке, которая существует).

Не меньше проблем возникает по ситуации с оплатой «родовых сертификатов»:

- почему оплата касается только медицинских работников, ведь в оказании помощи задействованы ВСЕ службы и все сотрудники;

- Кто правомочен решать процент на оплату труда;

- положено средства учитывать отдельно (из ФОМС) или на отдельном счете (из ФСС). А как быть с выплатой этих средств? Есть ли ограничения по срокам выплаты?

И в течение 2007-2008гг. эти вопросы получили свое разрешение в соответствующих приказах или письмах. Единственная проблема, не решенная по настоящее время и, как очевидно, и не будет решена – повышенная нагрузка на врача.

На Президиуме 06.05.2006 за N 4.1. «О соблюдении прав работников при реализации  национального проекта  по здравоохранению в Ишимском регионе» было отмечено, что наиболее непонятными для практической  реализации являются следующие моменты:

- учет категорий сотрудников, имеющих право на выплаты из средств  по родовым сертификатам;

- невозможность исполнения, ввиду отсутствия специалистов в ряде малокомплектных больниц, постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 868;

- несоответствие установленного возмещения из средств федерального бюджета в размере 500 рублей фактической стоимости осмотра, превышающей уровень возмещения почти наполовину;

- «попадание» одного и того же гражданина в разные программы диспансеризации, что вызывает их возмущение;

- значительное повышение объема работы в части отчетов и отчетности, возрастание «бумажной нагрузки», что ставит под вопрос повышение качества медицинской помощи, снижая время, которое врач может уделить больному;

- Минздравсоцразвития РФ своим письмом № 26-МЗ от 25.01.05 в п. 7. установил норматив времени первичного приема для участковых врачей 20 мин., но ни в одной поликлинике этот норматив не выдержан.

И опять можно сказать (слайд 36), что не решены только две проблемы – «бумажная нагрузка» и норматив времени на прием. Остальные – уже разрешены. Однако проблема «бумаг» была в 2008г. озвучена даже в Госдуме РФ, причем по инициативе партии «Единая Россия». И мы будем продолжать работу по отмене «бумаг».

Включение выплат работникам по средствам нацпроекта в расчет СЗП - наше первое обращение 22 апреля 2006г.   

С 1 января 2007г. средства выделяются из федерального бюджета.

Пленум от 14.12.2005 г. № 11.1. постановил обратиться к Губернатору Тюменской области в части предоставления средств

Гости конференции (на переднем плане слева направо): Ураков И.О.-заместитель заведующего орготделом Тюменского облсовпрофа, Кивацкий М.Н.- председатель Тюменского облсовпрофа, Чемоданов А.И.-представитель ЦК Профсоюза в УрФО.

для оздоровления работников здравоохранения.

Средства выделяются с 2006г. по соглашению обкома с департаментом здравоохранения.

Пленум  от 07.12.2006г. № 5.1 отметил -  для исключения дискриминации в оплате труда по признаку территориальности расположения или вида собственности учреждений здравоохранения, добиваться сохранения единства системы и принципов оплаты труда в учреждениях здравоохранения, как это требует принцип равенства граждан на получение медицинской помощи.

Вводимая с 2009 г. система оплаты труда включает в себя единые для всех учреждений основные позиции (базовые профессиональные группы, единые критерии стимулирующих и компенсационных выплат).

Пленум  от 22.04.2005г.  № 10.2. отметил еще проблемы по нацпроекту и возможные пути решения, для чего счел необходимым ряд мер:

- не переводить государственные и муниципальные учреждения  здравоохранения в иные формы собственности;

- повысить отчисления в ФОМС.

Закон «Об автономных учреждениях» от 2006г. запрещает переводить в иные организационно-правовые формы учреждения здравоохранения. Причем здравоохранение - единственная сфера деятельности, где установлен запрет. Отчисления в ФОМС повышаются с 2010г. 

И это не все позитивные примеры.

Естественно, добиться выполнения всех пожеланий наших членов профсоюза нам не удалось.

Если в 2004г. мы констатировали: «по-прежнему зарплата многих работников здравоохранения ниже прожиточного минимума»,  то с 2005г. на юге области, а с 2008г. и в округах решением губернатора зарплата была установлена на уровне не ниже ПМ.

Но это породило новые проблемы – впервые мы отметили их на Президиуме  06.05.2006г. N 4.1.: «В свете особенностей исполнения закона № 122-ФЗ особо следует обратить внимание на юг Тюменской области, где в нарушение ст. 37 Конституции РФ и ст. 133 ТК РФ заработная плата младшего и среднего медперсонала практически сравнялась. Так, например в одном из учреждений здравоохранения зарплата санитарки составила за апрель 3400 руб., а медсестры - 3500 руб. Особо остро вопрос поставили работники г. Ишима».

Но то, что многие из поставленных проблем были решены, факт - несомненный.

Но вернемся к нашим проблемам.

Основной вопрос, волнующий работника – оплата труда.

В отчетном периоде этот вопрос приобрел особый аспект, т.к. именно в последние годы, в рамках реализации законодательства о разграничении полномочий органов управления разных уровней, были внесены принципиальные изменения  в Трудовой кодекс РФ, отменена Единая тарифная сетка, системы оплаты труда утверждаются непосредственно в учреждениях.  

Принципиально важным является существенная минимизация системы государственных гарантий в части оплаты труда.

За прошедший период государство практически полностью отказалась от госгарантий в оплате труда в бюджетной сфере путем исключения из законодательства ряда позитивных, по мнению Профсоюза, норм:

- с 1.09.2007г. исчезла «Минимальная заработная плата» в том смысле, как ранее это была гарантия, не включающая в себя компенсационные и стимулирующие выплаты;

- очень важной для нас формулировки ст. 133 ТК РФ о том, что «Размеры окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда». Ведь сейчас многочисленны обращения, почему ставки не достигают и половины МРОТ, составляют менее трети прожиточного минимума;

- фактически прекратило свое действие норм ст. 135 ТК РФ о том, что оплата «работникам организаций, финансируемых из бюджетов, устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами».

Это потребовало от наших организаций Профсоюза принять такие положения об оплате труда, которые гарантировали бы социальную справедливость.

Новую систему стали внедрять с 2005 г. на юге области. Тогда в каждом ЛПУ была создана своя система оплаты труда. Такое вольное толкование отраслевой системы оплаты труда было на то время недопустимо. И по нашей просьбе в 2007г. работала

Фиксируются мудрые мысли докладчика

 комиссия ЦК Профсоюза – знакомилась с системой оплаты труда. И по результатам встречи в Правительстве Тюменской области было определено «Разработать централизованную систему оплаты труда». И уже было готово положения, прошло согласование с обкомом – но Правительство РФ отменило единую систему оплаты труда в здравоохранении.

С 2009г. эту же систему – отмену единого положения - пытались внедрить в ХМАО-Югре, но там хватило здравого смысла не разрушать тот позитив, который накоплен. По ЯНАО поступили еще более мудро – даже не ставили вопрос об отмене.

Сегодня можно сделать ряд заключений:

·   недостаточный объем (отсутствие) дополнительного финансирования на введение новых условий оплаты труда, а также на выплату зарплаты не ниже ПМ;

·   уменьшение фонда стимулирующих выплат вследствие перераспределения финансовых средств для выплаты не ниже  ПМ;

·   отсутствие механизма индексации зарплаты;

·   низкие размеры минимальных окладов по ПКГ.

В результате отмечаются негативные ситуации и основные из них представлены на слайдах:

®   крайне незначительный размер повышения зарплаты для основной части специалистов;

®   разный уровень ее повышения для различных категорий работников, а в ряде случаев  снижение среднемесячной зарплаты;

®   выравнивание уровня оплаты низкоквалифицированных и высококвалифицированных работников;

®   снижение размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера;

®   ущемление прав работников, осуществляющих равную по профессиональным и квалифицированным признакам деятельность в разных условиях, в первую очередь, во вредных и опасных условия труда, в ночное время, в местностях с особыми климатическими условиями;

®   нарушение норм ТК РФ в части формирования должностного оклада с учетом специфики и сложности деятельности, квалификации работника;

®   необязательный характер выплаты за квалифицированную категорию, что снижает стимулирующую роль в повышении квалификации специалистов.

Мы постоянно подчеркиваем, что реформирование системы оплаты труда при низком финансировании  приведет к дискредитации  самой идеи реформирования, т.к. конечная цель – повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда - достигнута не будет.  

Не следует воспринимать вышесказанное, как защиту здравоохранения от реформ. Реформы нужны. Мы стараемся защитить здравоохранение от плохих реформаторов.

В этих условиях Профсоюз последовательно отстаивает позицию о необходимости соответствия стандартам оказания медицинских услуг стандартов по оплате труда работников, их осуществляющих.

ЦК Профсоюза настоял – и Минздавсоцразвития РФ сформировал профессиональные квалификационные группы медицинских и фармацевтических работников, что в настоящее время единственная гарантия сохранения дифференциации в уровнях окладов специалистов с учетом сложности и специфики труда.

Одной из основных гарантией  уровня оплаты труда, предусмотренной ТК РФ, является величина МРОТ, поэтому повышение ее уровня является важнейшим направлением деятельности профсоюзов. В отчетном периоде размер МРОТ увеличен с 720 руб. до 4330 руб.

Но ряд важнейших позиций продолжают оставаться проблемными.

На юге области впервые среди регионов в 2005г. постановлением губернатора введена позиция по выплате зарплаты не ниже прожиточного минимума (далее - ПМ). Это значительно обострило проблемы в здравоохранении. Юридически зарплата санитарки

Фото на память

составляла менее половины ПМ и фактически она стала одинаковой как работающей ставку, так и на 2 ставки. Обострился вопрос уборки, санитарского ухода. По этому пути в 2009г. пошли округа – и эта проблема появилась и у них. Но эта норма на юге области с декабря 2009г. отменена – и вновь проблема: санитарки, гардеробщицы получают ниже ПМ. А при этом вновь принятыми федеральными законами закрепляется минимальный уровень материального обеспечения пенсионеров, который не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Итак, имеем ситуацию, когда работник не зарабатывает, выполняя норму труда, даже на нищенский ПМ! Так что же нового в новой системе – только пиар и демагогия.

По мнению Профсоюза, базовые оклады не могут быть ниже МРОТ.  Эту позицию мы будем отстаивать и впредь.

Мы настаиваем о необходимости разработки единых подходов к вопросам создания системы оплаты.

Работа по обеспечению повышения зарплаты в значительной степени осложнилась в связи с принятием ФЗ от 22.08.04г. №122-ФЗ, в соответствии с которым все вопросы исчисления зарплаты, а также индексации переданы в ведение субъектов РФ и муниципальных образований.

Несмотря на то, что в отчетный период кардинально ситуацию в этом плане изменить не удалось,  необходимо подчеркнуть, что даже те незначительные повышения оплаты труда, которые ежегодно предпринималось Правительством страны, были инициированы профсоюзами.

Активная позиция Профсоюза, особенно в рамках Ассоциации общероссийских профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, привела к тому, что за отчетный период средняя заработная плата работников здравоохранения в целом по России увеличилась с 4733руб. до 15310 руб.; сократилось отставание средней заработной платы от уровня оплаты труда в промышленности (с  53% до 80%).

Этому способствовали организованные Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ  Всероссийские коллективные действия и состоявшаяся встреча руководителей общероссийских объединений профсоюзов с Президентом России.

В последующем активная позиция ЦК Профсоюза обусловила, что в отрасль был направлен значительный объем дополнительных финансовых средств из федерального бюджета в рамках  нац. проекта.

Вместе с тем, одним из негативных моментов реализации национального проекта «Здоровье» стала диспропорция в уровнях оплаты труда различных категорий работников здравоохранения.

Потребовалась значительная работа по устранению нарушений трудовых прав работников, которые имели место на начальном этапе его реализации. Так, только активная позиция Профсоюза, заявляемая в течение 2-х лет на всех уровнях федеральной власти,  обеспечила позитивные изменения.

Потребовались значительные усилия Профсоюза  для защиты  прав работников здравоохранения Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, которым  эти выплаты  теперь устанавливаются также с учетом «полярных» надбавок. 

Посмотрим на оплату труда.

По нашим субъектам размер средней зарплаты и ее рост следующий:

 

Годы

Область (юг)

ХМАО

ЯНАО

2005 г.

2008 г.

2005 г.

2008 г.

2005 г.

2008 г.

Средняя

10057

19883

27830

36414

33244

44084

Здравоохранение

8183

16499

16416

31580

20773

31252

 Здравоохранение РФ

 4733

 15310

 

 

 

 

 

Видно, что отставание от средней оплаты труда по аналогичному субъекту РФ в целом сократилось.

Посмотрим на темпы роста СЗП:

 

Годы

Область (юг)

ХМАО

ЯНАО

2008 г. к 2005 г.

2008 г. к 2005 г.

2008 г. к 2005 г.

Средняя

97,7%

52,9%

56,8%

Здравоохранение

101,6%

92,4%

92,9%

 Здравоохранение РФ

 223,5%

 

 

 

Видно, что рост средней заработной платы в здравоохранении примерно равнозначен по нашим трем субъектам и составил почти двукратную величину в 2008г. сравнительно с оплатой труда в 2005г.

Но, если сравнить с темпом роста зарплаты в здравоохранении в среднем по всей России  – то наше здравоохранение отстает, что, безусловно следует связать с тем, что исходно более высокая оплата труда в области привела к тому, что прибавка по

Награждаются лучшие

 нацпроекту оказала значительно меньший эффект, чем в среднем по всей России. 

И если сравнить в рублях, а не процентах, то наш уровень СЗП существенно выше, чем в целом по России.

Относительно средней зарплаты в добывающей промышленности зарплата в здравоохранении составляет 38,9% по югу области, 42,1% по ХМАО-Югре и 68,0% по ЯНАО. И здесь отставание юга области наглядно.

Столько времени было уделено анализу с целью показать, что просто «голые» цифры – это далеко не то, что можно использовать как аргумент.

Потому к нам все время обращаются – зарплата низкая, а из статистики идут цифры – зарплата резко растет. Нельзя смотреть только на голые цифры, иначе мы теряем из виду конкретных людей.

И эти же выводы следуют из анализа работы по охране труда.

За отчетный период продолжилась работа Обкома по защите законных прав работников здравоохранения в области охраны труда.

В частности, техническим инспектором труда ЦК Профсоюза по Тюменской области за пять лет проверено 155 учреждений здравоохранения, в т.ч.:     юг  области – 143;                      ХМАО – 7;                       ЯНАО  - 5.   

По всем проверенным учреждениям оформлены представления о выявленных нарушениях. Всего выявлено нарушений 3170, из них устранено за отчетный период 2850.

Основные нарушения в области охраны труда:

- отсутствие в штатном расписании должности инженера по охране труда, что противоречит ст.217 ТК РФ;

- нет ответственных по приказам главных врачей по вентиляции и кондиционированию воздуха, за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений;

- отсутствие или плохо работающая приточно-вытяжная вентиляция;

- не во всех учреждениях проводится обучение с последующей проверкой знаний по охране труда в соответствие со ст.225 ТК РФ;

- не все работники, занятые во вредных и опасных условиях труда обеспечены средствами индивидуальной защиты;

- не проводится контроль по защитному заземлению.

Закономерно, что из-за недостатков в организации работы за истекший период в области произошел 641  несчастный случай на производстве в т.ч.:

юг области – 276;                   ХМАО – 255;                      ЯНАО – 110.

Зарегистрировано    несчастных случаев со смертельным исходом -  4, все они произошли в ХМАО и это дорожно-транспортные происшествия.

Большую озабоченность вызывает профессиональная заболеваемость среди медицинских работников.

За пять лет впервые выявлено 70 случаев профзаболеваемости, в т.ч.:

Юг области – 53;                    ХМАО – 12;                         ЯНАО – 5.

Основные причины профессиональной заболеваемости – неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, недостаточный контроль со стороны администрации учреждений за соблюдением правил охраны труда и производственной санитарии.

Наиболее распространенное заболевание среди медицинских работников это туберкулез органов дыхания. Самым

Фото на память

неблагополучным учреждением в этом плане (как и в прошлые годы) является Областное  бюро судебно-медицинской экспертизы. Практически каждый год в этом учреждении выявляются новые случаи заболевания туберкулезом, и не раз данная проблема рассматривалась на Президиумах и Пленумах Обкома. В настоящее время по этому учреждению разработана проектно-сметная документация на строительство нового здания, определена площадка под строительство.

В июне 2007г. состоялся Президиум Облсовпрофа с рассмотрением вопроса «О профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости в организациях здравоохранения Тюменской области». На нем работа Обкома была признана положительной.

По результатам обсуждения принято Постановление, в котором записано: Тюменскому межрегиональному объединению организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профсоюзов» совместно с Тюменской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ обратиться к департаменту здравоохранения Тюменской области о выделении дополнительных финансовых средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда».

За истекший период сотрудниками обкома проучено 95 человек уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в т.ч.:по югу области – 59;                по ХМАО – 20;                  по ЯНАО – 16.

 Уполномоченные профсоюзного комитета по охране труда за период 2005-2009 годы провели 3520 проверок, выявили 2700 нарушений, из них за отчетный период устранено 2320.

В то же время следует отметить, что проводимая 10 лет работа по созданию института уполномоченных по охране труда не привела к тому позитиву, который ожидался при введении в законодательство новых представителей профсоюзов, с целью контроля одного из разделов работы – охраны труда.

За истекший срок, сравнительно с предыдущим периодом, количество приглашений на проведение учебы резко упало, конкурсы уполномоченных не дали эффекта.

Т.о., следует, что надо пересматривать работу организаций Профсоюза по этому направлению работы.

Видя, что ряд проблем начинает решаться при наличии соответствующего финансового обеспечения, логично провести анализ финансовой деятельности нашей организации в целом.

Признавая, что мощность организации, позволяющая «иметь вес» в переговорах с администрацией всех уровней определяется не только численностью и наличием крепкой организационной структуры, но и наличием финансов, вопросам сбора и рационального расходования денежных средств уделялось большое внимание.

Финансовая политика обкома за отчетный период была направлена на дальнейшее укрепление единой финансовой системы, ее устойчивости и стабильности на всех уровнях.

 

Только сильный Профсоюз, опирающийся на  финансы, позволяет решать и претворять в жизнь поставленные цели и задачи, повысить эффективность работы структур Профсоюза по представительству и защите профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза.

Финансовая работа заключалась в следующем:

·                   выполнение уставных обязательств по перечислению профсоюзных взносов на всех уровнях организации. Следует отметить, что процент перечисления увеличен за последние 12 лет не был и составляет самый низких среди отраслевых профсоюзов;

·                   соответствие составления и утверждения смет организации  требованиям Устава,  контроль за исполнением сметы;

·                   учеба по нормам финансовой работы.

Основные направления расходов показывают, что наиболее существенными статьями расходов являются: культурно-массовая работа, заработная плата с налогами, материальная помощь членам профсоюза.

 

 

Показатели сметы

2005 г

2006 г.

 

2007 г.

2008 г.

Тыс. руб.

% от вала

Тыс. руб.

% от вала

Тыс. руб.

% от вала

Тыс. руб.

% от вала

Всего взносов

         49770,5

 

         60033

 

        68083

 

       88592,7

 

Культурно-массовая работа

16169,1

32,42

25214

42,00

28182,2

41,39

38475,5

43,43

Материальная помощь

10757,8

21,61

8705

14,50

9854,6

14,47

13738,7

15,51

Зарплата с налогами

15519,3

31,18

15308

25,50

17314,5

25,43

21265,1

24,00

Премирование профактива

3013,5

6,05

3002

5,00

2763

4,06

3942,4

4,45

 

 

Что касается обкома профсоюза в части перечислений в ЦК и облсовпроф, то финансовые обязательства выполняются полностью.

 

Из графика  наглядно следует, что в 2006г. удалось снизить расходы на материальную помощь (в общей смете), но с 2007г. вновь данный вид выплат стал расти пропорционально повышению взносов. Культурно-массовая работа с 1/3 расходов в 2005г. поднялась до почти половины всей сметы с 2006г. и сохраняет лидерство.

В тоже время заработная плата штатных работников по всей нашей организации в 2006г. даже несколько снизилась

Выступает председатель Тюменского облсовпрофа Кивацкий М.Н.

сравнительно уровня 2005г., а затем стала расти медленнее, чем общие поступления взносов и в процентном выражении она снижается относительно общего поступления взносов.

К сожалению, мало внимания уделялось составлению смет и соблюдения порядка утверждения смет. Из-за несоответствия требований налогового законодательства, положений бухучета, уставных предписаний, не отработана едина практика составления смет, не везде составляются сметы в порядке и на условиях, предусмотренных действующим Уставом Профсоюза.

Нам пришлось решать острую на текущий момент проблему –централизованное финансовое обслуживание первичных профсоюзных организаций.

Аппарату обкома удалось согласовать с председателем КРК Российского Профсоюза позиции. Соответственно письмом обкома от 4.02.09 доведено положение о порядке финансового обслуживания первичных организаций, не имеющих статуса юридического лица. Это серьезный вопрос и мы должны продолжить эту работу.

И вновь, как и 5 лет назад, опыт работы показывает, что переход на финансовое обслуживание всех «первичек» города в местную организацию – наиболее целесообразен со всех позиций, таких, как контроль за поступлением средств, эффективность использования, своевременность перечислений. К сожалению, есть движения и в противоположном направлении, что обусловлено отсутствием взаимопонимания работников профсоюзных органов и администрации.

Нам следует и далее принимать меры по улучшению состояния финансовой работы  – они перечислены на слайде:

1                   Укреплять уставную дисциплину профсоюзных организаций по финансовой работе;

2                   Все первичные организации на территории муниципального образования должны не только войти в местную

Награждаются лучшие

 организацию, но и, желательно, находится в ней на финансовом обслуживании;

3                   Проводить семинары и обучение профактива  по законодательным нормативным документам, касающихся бухучета, налогообложения.

 

И, в заключение, следует сказать, что мы прекрасно осознаем, что сегодня в здравоохранении имеются неясности и непрозрачности финансовых потоков, накопились нерешенные профессиональные проблемы, медленно решаются вопросы повышения оплаты труда и совсем не решаются вопросы престижности работы медиков.

Поэтому сегодня для нас очень важно, какие приоритеты в работе органов управления здравоохранением выйдут на первый план, какие реформы будут проводиться в отрасли, в каком направлении будет развиваться здравоохранение как в целом, акт и на территории, как будут решаться социальные проблемы работников, прежде всего заработной платы.

Очень хотелось бы, что бы эти вопросы и многие другие решались совместно с профсоюзными организациями на всех уровнях.

Более тесное взаимодействие органов управления с Профсоюзом позволит не допустить ошибок реформирования, сгладить негативные последствия изменений как организации производства, так и оплаты труда, повысить эффективность расхода выделяемых на здравоохранение средств и решить многие другие важные вопросы.

Однако для того, что бы с нами считались, видели в нас полноправного партнера, профсоюз должен быть мощным и организационно сильным.

Напомню всем известный тезис: «Вместе – мы сила, вместе -  мы можем решить стоящие перед нами вопросы».

В докладе, конечно, не возможно охватить полностью все аспекты работы.

Не сомневаюсь, что Вы своими выступлениями дополните меня, подробнее расскажите о работе в своих организациях, выскажите свое ведение места и направлений работы выборных органов Тюменской областной организации на предстоящий период.

В заключение хочу поблагодарить руководителей учреждений здравоохранения, весь профсоюзный актив областной организации Профсоюза и, конечно, работников аппарата обкома Профсоюза за понимание, слаженную работу и заботу.

Спасибо. Благодарю за внимание!

 

 


 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ХХV Тюменской областной отчетно-выборной профсоюзной

конференции работников здравоохранения РФ

 

     16 декабря 2009г.                                                                                                                                г. Тюмень

 

ХХV областная  отчетно-выборная  профсоюзная конференция работников здравоохранения отмечает, что в отчетном периоде произошли существенные изменения в управлении страной - разграничение полномочий органов управления различных уровней, передача в ведение субъектов РФ учреждений специализированной медицинской помощи, реализуется нацпроект в здравоохранении, начат переход на «одноканальное» финансирование.

Отменена единая отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения, нормы финансового обеспечения заработной платы и новые условия оплаты принимаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти в регионах и муниципальных образованиях, системы оплаты труда утверждаются непосредственно в учреждениях.  Принципиально

Фото на память

важным является существенная минимизация системы государственных гарантий в части оплаты труда. Изменяются принципы пенсионного, социального страхования.

Сохраняется отставание оплаты труда работников здравоохранения от работников производственных отраслей, продолжается отмена государственных гарантий оплаты труда, снижается уровень социальной защищенности работников отрасли.

Действует такой фактор, как мировой кризис. Профсоюзы мира определили свою позицию в «Профсоюзном заявлении к "Кризисному саммиту Группы 20", потребовав от Правительств стран искать пути выхода не за счет снижения жизненного уровня трудящихся.

В силу указанных факторов в последние годы власть стала более активно взаимодействовать с Профсоюзами, это следует из заявлений президента, встречи председателей первичных профсоюзных организаций с  председателем Правительства РФ.

Развитие социального партнерства получило позитивное решение через введение специальной нормы законы – ст. 35.1. в Трудовой Кодекс РФ. Развивается система соглашений, но вновь следует отметить, что на настоящее время единственный более - менее отработанный механизм в огромной системе социального партнерства – это колдоговор. Однако сохраняется проблема в части пользования им всеми работниками, тогда как заключается он профсоюзной организацией от имени членов Профсоюза.

В рамках нацпроекта в здравоохранении наша организация одной из первых озвучила возникшие проблемы. И в течение 2007-2008гг. многие из них получили свое разрешение в соответствующих приказах или письмах. 

Мы постоянно подчеркиваем, что изменение системы оплаты труда при низком финансировании ведет к дискредитации  самой идеи реформирования, т.к. цель – повышение заинтересованности работников в результатах своего труда - достигнута не будет.  

Активная позиция нашей организации Профсоюза способствовала тому, что по области в 2008г. сравнительно 2005г. средняя заработная плата выросла почти в 2 раза.

Нам следует использовать все возможности, чтобы вопросы совершенствования трудовых и социально-экономических прав решались на всех уровнях совместно с профсоюзными организациями. 

Проводимая 10 лет работа по созданию института уполномоченных по охране труда не привела к позитиву охраны труда работников. Высока профессиональная заболеваемость среди медицинских работников, зарегистрирован 641  несчастный случай на производстве. Выявлено 3170 нарушений по охране труда, из них устранено за отчетный период 2850.

В последний год пришлось решать острую на текущий момент проблему – централизованное финансовое обслуживание первичных профсоюзных организаций. И, как 5 лет назад, опыт работы показывает, что переход на финансовое обслуживание всех «первичек» города в местную организацию – наиболее целесообразен.

 

ХХV Тюменская областная  отчетно-выборная профсоюзная конференция работников здравоохранения РФ

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Работу Тюменской областной организации Профсоюза работников  здравоохранения  РФ за отчетный период (2004 – 2009 гг.) признать  удовлетворительной.

2. Отчет ревизионной комиссии областной организации Профсоюза  - утвердить.

3. Считать  главными задачами областной организации:

3.1. Защиту  социально-экономических  интересов работников здравоохранения.

3.2. Повышение членства, организационного и финансового укрепления профсоюзной организации;  единство действий, в том числе совместно с Профсоюзами работников образования и культуры.

3.3. Обучение профсоюзных кадров и профсоюзного актива.

3.4. Улучшение  условий труда и охрану здоровья работников.

3.5. Сохранение единства принципов оплаты труда в учреждениях здравоохранения согласно единым гарантиям оказания медицинской помощи.

 

4. Областному и окружному комитетам профсоюза:

4.1. совершенствовать информационную работу.

4.2. своевременно и в полном объеме предоставлять информацию организациям, состоящим на профучете, оказывать практическую помощь.

 

Фото на память

5. Выборным органам Профсоюза  совместно с администрацией территорий и органами управления здравоохранения:

5.1. развивать социальное партнерство через соглашения и коллективные договора;

5.2. обеспечивать защиту и представлять интересы членов профсоюза, обратив особое внимание на справедливую оплату труда;

5.3. добиваться сохранения существующих и повышения гарантий работникам  здравоохранения.

5.4. активно участвовать в летнем оздоровлении детей с учетом изменения источника финансирования;

5.5. развивать социальное партнерство;

5.6. продолжить практику проведения Спартакиад как способ пропаганды здорового образа жизни.

 

6. Областная  отчетно-выборная  конференция  обращается в Государственную Думу  РФ,  Правительство  РФ,  к  Министерству  здравоохранения и социального развития РФ, ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ для решения вопросов:

6.1. заработная плата и размер стипендии не должен быть ниже  прожиточного минимума, а в законодательстве должны быть гарантии по оплате труда (надтарифные выплаты, дифференциация в оплате труда по категориям персонала).

6.2. Базовые оклады по профессиональным квалификационным группам должны быть определены Постановлением Правительства РФ.

6.3. Тарифы в системе ОМС должны соответствовать реальным затратами учреждений по оказанию медицинской помощи.

 

7. Областная  профсоюзная  конференция обращается к Государственной Думе с требованием ввести в законодательство норму об условии распространения действия колдоговора на не членов Профсоюза только при выполнении ими норм ст. 377 ТК РФ.

    

8. Районным, городским организациям Профсоюза:

8.1. обеспечивать контроль за соблюдением прав работников и Профсоюза, установленных законодательством и в соглашениях;

8.2. провести обучение вновь избранного профсоюзного актива в течение 1 кв. 2010 г.

 

9. Председателям первичных организаций Профсоюза:

9.1. использовать в представительстве интересов и в защите прав Профсоюза и его членов все возможности организации, шире привлекать вышестоящие организации;

9.2. считать обязанностью заключить коллективный договор;

9.3. контролировать полноту сбора и порядок перечисления профсоюзных взносов;

9.4. активно привлекать членов Профсоюза к участию в коллективных действиях;

9.5. постоянно улучшать информационную работу.

 

10. Всем организациям Профсоюза:

10.1. на первом заседании руководящего органа  изучить в январе 2010 года критические замечания и предложения, поступившие в ходе отчетно-выборной компании и разработать мероприятия по их реализации;

 

11. Разрешить  Пленуму обкома отзывать  и  заменять  своего (своих) представителей из ТМООП «Областной совет профсоюзов», ЦК Профсоюза работников здравоохранения, а также выводить из членов областной ревизионной комиссии.

 

12. Требования и предложения,  высказанные делегатами конференции   выслать   Правительству   РФ,   заинтересованным министерствам, ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ, органам власти и управления в январе 2010 года.

 

 

   Председатель Тюменской областной

   организации Профсоюза  работников

             здравоохранения РФ                                      Кудряшов В.П.

 

 

[01] | [02]