Заседание Пленума обкома профсоюза
(13 декабря 2007 года)
На заседании Пленума областного комитета профсоюза рассмотрены следующие вопросы:
13.12.2007г. г. Тюмень № 7.2
«О практике заключения территориальных соглашений в Тюменской областной, окружных и местных организациях Профсоюза работников здравоохранения РФ»
На Пленуме в 2002г., одним из направлений деятельности профсоюзной организации выделили развитие социального партнерства. Через пять лет, в связи с изменением законодательства четко видно, что все в большей степени через соглашения и аналогичные варианты взаимодействия с администрацией территорий будут решаться задачи по представительству и защите интересов работников. В действующей редакции ТК РФ заложена предпосылка к созданию единой системы социальных гарантий работникам в учреждениях здравоохранения, прежде всего за счет нормы ст. 48 и 34. Из действующих соглашений – отраслевых и территориальных, максимальное количество дополнительных компенсаций прописано в соглашении профсоюзов с Правительством ХМАО-Югры. Более длительно отраслевое соглашение заключается на юге области. Но несмотря на длительность работы, льгот там меньше. И что самое главное, отсутствует норма по индексации заработной платы. По ЯНАО заключено региональное трехстороннее соглашение на 2007-2009 гг. В преамбуле соглашения обозначено, что условия соглашения учитываются при принятии окружного бюджета. Это гарантирует финансовую составляющую дополнительных обязательств работодателей. Предписано предусматривать в колдоговорах оплачиваемого времени для выполнения общественной работы членам профкома и уполномоченным по охране труда. Но, как и во всех соглашениях, имеются и недоработки. В п. 7.6. обозначено, что работодатели воздерживаются от массовых увольнений, но критерии массовости не определены. И пункт практически бесполезен. Окружным соглашением ХМАО предусмотрена выплата 2-х ФОТ к отпуске. А в территориальных соглашениях – только одного ФОТ. Ни в одном из соглашений не прописаны критерии массового сокращения, хотя это обязательное требование норм ТК РФ. В Тюменском городском соглашении практически не отражены вопросы, подлежащие включению. В Нижневартовске на 2007-2009 гг. предусмотрено повышение финансирования социальных компенсаций – оздоровление, лечение и пр. В г. Когалыме муниципальные власти поступили проще – мэр города присоединился к окружному соглашению. При этом существует четкий порядок предоставления выплат, а не его отсутствие или «расплывчатость», как во многих территориях. В ряде городов и районов распространена практика принятия обращений к мэру и принятие им решения в интересах работников. Здесь важен непосредственный и частый «контакт» с органами управления. И такая практика есть, например, в г. Сургуте. Совсем «свежее» соглашение, действующее на учреждения Роспотребнадзора и ЦГиЭ - ЦК Профсоюза подписал с главным санитарным врачом Онищенко Г.Г. в 2007г. Впервые в соглашении появился п. 2.6.6., полностью дублирующий нормы ТК РФ в части взносов с не членов Профсоюза. Но система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений еще не стала эффективным механизмом, позволяющим установить баланс интересов работников и работодателей, а через это и интересы государства, и не только у нас, но в целом по России. Об этом говорит анализ пунктов генерального соглашения – много позитивных моментов, но ведь они не исполнены. Основные причины этого состоят в следующем: * недостаточно активно протекает процесс становления партнерских отношений; * профсоюзы еще не стали теми партнерами, которые действовали бы в соответствии с требованиями рыночной экономики; * в бюджетной сфере к заключению соглашения с соответствующими Профсоюзами органы власти относятся явно «без энтузиазма»; * выполнение соглашений не в полной мере обеспечивает снижение социальной напряженности, поскольку содержание соглашений носит общий характер и не увязано с результатами деятельности учреждений, наличием необходимых средств для реализации социальных гарантий и повышения уровня жизни. В целом по анализу положения можно сделать следующее заключение: 1. Только с принятием закона № 90-ФЗ, значительно изменившим нормы ТК РФ, появилось больше возможностей для развития социального партнерства, причем системного, на уровне отношений субъект РФ – муниципальные образования. 2. Во многих организациях уже более 10-ти лет заключаются территориальные соглашения. 3. В территориальных соглашениях слабо определяется преемственность с соглашениями более высокого уровня. 4.Ключевой вопрос наличия и сохранения гарантий работникам здравоохранения в целях гарантий населения на равенство в получении медицинской помощи даже в соглашениях высокого уровня прописан довольно слабо.
ПЛЕНУМ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Областной организации Профсоюза: 1.1. для улучшения социально-экономического положения работников здравоохранения использовать предоставляемые нормами ст. 35.1 ТК РФ права; 1.2. Считать, что сложившаяся ситуация с системой социального партнерства отражает тот уровень готовности профсоюзных организаций и тот уровень признания профсоюза администрацией, который соответствуют как правовому полю страны, так и социально-экономическим отношениям. 1.3. В 2008г. во всех районах и городах заключить соглашения (общее для работников бюджетной сферы – учреждений здравоохранения, образования, культуры) при отсутствии городского трехстороннего соглашения; 1.4. считать необходимым сохранение единых принципов оплаты труда в учреждениях здравоохранения, для чего включать в соглашения всех уровней обязательность соблюдения рекомендации Российской трехсторонней комиссии в части оплаты труда работников бюджетных учреждений. 1.5. Постоянно готовить предложения в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней по вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения. 1.6.Отметить как положительный многолетний опыт работы построение системы социального партнерства в Нижневартовске.
2. Председателям городских, районных организаций: 2.1. в рамках социального партнерства через соглашения уделять максимальное внимание вопросам: * социально-экономических прав работников здравоохранения в части: - оплаты труда (ст. 46 ТК РФ); - установлению и соблюдению режимов труда и отдыха (ввиду начавшегося изменения режимов работы учреждений и подразделений); * развития социального партнерства: - путем конкретизации порядка реализации на практике норм ст. 35.1. ТК РФ; - обязательного включения в соглашение гарантий профсоюзной деятельности в части перечисление профвзносов и взносов не с членов Профсоюза в порядке норм ст. 377 ТК РФ. 2.2. при отсутствии местного соглашения совместно с Профсоюзами работников культуры и образования вступить в переговоры с администрацией территории по его заключению; 2.3. проанализировать рост заработной платы в учреждениях муниципальной формы собственности, сравнить с ростом в субъекте РФ и результаты использовать в переговорах с законодательной и исполнительной властью для улучшения социально-экономическом положения работников здравоохранения; 2.4. обеспечивать контроль за реализацией прав работников и Профсоюза, установленных в соглашениях. 2.5. Обратиться в ФНПР по включению в генеральное соглашение норм ст. 377 ТК РФ в части удержания взносов с не членов Профсоюза.
3. Обкому профсоюза: 3.1. систематически вести обучение председателей районных, городских организаций Профсоюза по заключению соглашений и практике социального партнерства; 3.2. изучить и обобщить информацию о заключении новых соглашений с учетом норм ст. 35.1 ТК РФ; 3.3. проанализировать исполнение районными, городскими организациями решений пленума № 2 (от 20.12.2000г. «О социально-экономическом положении работников здравоохранения в Тюменской области и задачах Тюменской областной организации профсоюза на 2001 г.») и Президиума № 4.1. (от 18.05.2006г. «О соблюдении социально-экономических прав работников здравоохранения в Тюменской области в ходе реализации национального проекта») с последующим рассмотрением на заседании президиума обкома во II полугодии 2008г.
4. Председателям первичных организаций Профсоюза: 4.1. внести в действующие колдоговора те положения соглашений, которые прописывают гарантии профсоюзной деятельности; 4.2.информировать вышестоящие органы Профсоюза о всех случаях несоблюдения администрацией учреждений норм, определенных соглашением.
5.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя областной организации профсоюза Кожевникова Ю.Н.
Председатель Тюменской областной организации Профсоюза В.П. Кудряшов
|